Доклад первого руководителя по итогам деятельности
предприятия за 2019 г.
Цель – информационно-аналитическое обеспечение деятельности уполномоченного органа для планирования и выполнения мероприятий по охране окружающей среды и реализации права граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.
Основные направления работы:
- Ведение Государственного фонда экологической информации;
- Оказание государственной услуги «Предоставление экологической информации»;
- Сопровождение информационной системы «Государственные кадастры природных ресурсов РК»;
- Ведение государственного кадастра отходов производства и потребления.
Ведение Государственного фонда экологической информации, в том числе оказание государственной услуги «Предоставление экологической информации»:
Деятельность Государственного фонда экологической информации (далее – ГФЭИ) осуществляется в соответствии с Главой 21 Экологического кодекса Республики Казахстан.
Ведение ГФЭИ осуществляется РГП «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» и включает следующие основные направления работы:
- Сбор, хранение, обработка и распространение экологической информации; посредством сопровождения единого экологического ресурса, издания газеты «Экология Казахстана»;
- Формирование Национального доклада о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов;
- Оказание государственной услуги «Предоставление экологической информации»;
- Оценка и экспертная поддержка Орхусской Конвенции, участие в работе региональных Орхусских центров в целях сбора и передачи экологической информации;
- Организация и проведение тренингов и обучающих семинаров по повышению квалификации в области охраны окружающей среды.
Мероприятия:
Ведение Государственного фонда экологической информации:
За 2018 год ГФЭИ пополнился на 20 704 единиц информации.
Согласно принятому законодательству от 8 апреля 2016 года (статья 161 Кодекса), в состав ГФЭИ включены 17 видов экологической информации:
1) государственные кадастры природных ресурсов;
2) государственный учет участков загрязнения окружающей среды;
3) государственный кадастр отходов производства и потребления;
4) государственный реестр природопользователей и источников загрязнения окружающей среды;
5) государственный кадастр потребления озоноразрушающих веществ;
6) государственный регистр выбросов и переноса загрязнителей;
7) материалы оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы;
8) нормативные правовые акты и нормативно-технические документы в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
9) отчеты о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов;
10) Национальный доклад о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов;
11) Национальный экологический атлас;
12) отчеты по результатам контрольно-инспекционной и правоприменительной деятельности в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
13) программа производственного экологического контроля и отчеты экологического мониторинга;
14) данные государственного экологического мониторинга;
15) научно-техническая литература в области экологии;
16) информация о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов, факторах воздействия на окружающую среду и принимаемых мерах по ее охране;
17) иные материалы и документы, содержащие экологическую информацию.
В соответствии с постановлением Правительства РК от 13 октября 2016 года № 589 «Об утверждении Правил ведения Государственного фонда экологической информации» специалисты обрабатывают экологическую информацию, предоставленную государственными органами. Обработка экологической информации в целях проведения анализа включает в себя ее учет и систематизацию.
Учет осуществляется путем последовательного занесения данных каждой единицы материалов в регистрационную книгу (дата регистрации, инвентарный норме, наименование материала и т.д.), затем в реестровые книги (дата регистрации, реестровый номер, наименование материала, государственный орган, предоставивший информацию, местонахождение материала в архиве и т.д.).
Систематизация экологической информации осуществляется по следующим направлениям:
1) глобальные экологические проблемы (изменение климата, разрушение озонового слоя, сохранение биоразнообразия, опустынивание и деградация земель);
2) национальные экологические проблемы (зоны экологического бедствия, проблемы, связанные с интенсивным освоением ресурсов шельфа Каспийского моря, истощение и загрязнение водных ресурсов, исторические загрязнения, воздействие полигонов военно-космического и испытательного комплексов, вопросы трансграничного характера);
3) локальные экологические проблемы (радиоактивное загрязнение, загрязнение воздушного бассейна, бактериологическое и химическое загрязнения, промышленные и бытовые отходы, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера);
4) другие направления.
В рамках оказания государственной услуги положительно рассмотрено 175 заявлений о предоставлении экологической информации.
С целью максимальной оптимизации процессов предоставления экологической информации с бумажных носителей в электронный формат оцифровано 9424 единиц экологической информации.
На интернет-ресурсе электронной базы нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды «ЭкоИнфоПраво» размещено 514 документов.
Подготовка и публикация Национального доклада о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов:
Подготовлен Национальный доклад о состоянии окружающей среды и использования природных ресурсов за 2017 год и размещен на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики РК, и на едином экологическом Интернет-ресурсе http://ecogosfond.kz/.
Формирование Регистра выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ):
В соответствии с Правилами ведения Государственного регистра выбросов и переноса загрязнителей (утвержден приказом и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 10 июня 2016 года № 241) в 2018 году на сайте http://ecogosfond.kz/ были размещены материалы РВПЗ 926 природопользователей 1-категории.
Выполнение мероприятий по подготовке к ратификации Протокола о РВПЗ и поправки о генетически измененных организмах (далее – ГИО) к Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды:
В 2018 году совместно с ДЭПУР проводилась техническая поддержка ратификации Протокола о РВПЗ.
Согласно статье 2-2 Закона РК от 30 мая 2005 года № 54 «О международных договорах Республики Казахстан», разработана и направлена в МИД РК Концепция заключения международного договора «Протокол о РВПЗ к Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе Орхусской конвенции. принятия решений и доступе правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». Получено положительное заключение МИД РК о внешнеполитической целесообразности ратификации Протокола о РВПЗ. Получены рекомендации Общественного совета без замечаний и предложений.
Проект постановления Правительства РК «О проекте Закона РК «О ратификации Протокола о регистрах выбросов и переноса загрязнителей к Конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» и проект Закона РК «О ратификации Протокола о регистрах выбросов и переноса загрязнителей к Конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», были согласованы с НПП РК «Атамекен» аккредитованными организациями и с заинтересованными государственными органами, получены научно-правовая и научно-лингвистическая экспертизы.
Ведется техническая поддержка внутригосударственной процедуры ратификации Поправки о ГИО к Орхусской конвенции. В концепции проекта Экологического кодекса РК в новой редакции, даны предложения по вопросам приведения в соответствии Экологического кодекса с международными требованиями, в том числе с Поправкой о ГИО.
Выполнение других мероприятий по реализации Орхусской конвенции:
1) В 2018 году совместно с Министерством энергетики РК при поддержке Офиса программ ОБСЕ в Нур-Султане были проведены два совещания:
– 2 октября был проведен Национальный круглый стол на тему «Реализация Орхусской конвенции в Казахстане».
– 20 ноября был проведен круглый стол «Реформирование законодательства Казахстана по вопросам регулирования преднамеренного высвобождения в окружающую среду и размещения на рынке ГИО».
На совещаниях приняли участие представители международных организаций, национальные международные эксперты, депутат Мажилиса Парламента РК, судья Верховного суда, представители Общественного совета МЭ РК, аппарата Мажилиса Парламента РК, государственных органов, Орхусских центров, НПО, ВУЗов, природопользователей.
Кроме того, для обсуждения проблемных вопросов и перспективы развития Орхусских центров и неправительственных организаций (НПО), вовлеченных в реализацию положений Орхусской конвенции в 2018 годы РГП «ИАЦ ООС» были организованы 2 видео-конференции.
2) Оказана консультационная помощь физическим, юридическим лицам, общественным объединениям по вопросам экологии.
3) Издано 4 номера республиканской специализированной ежеквартальной газеты «Экология Казахстана».
4) Ведется реестр судебных решений и анализ судебной практики по вопросам охраны окружающей среды и Орхусской конвенции.
5) За 2018 год успешно проведены 25 семинаров (включая выездные семинары), на которых прошли обучение 282 специалистов, среди которых представители государственных органов, неправительственных организаций, высших учебных заведений, компаний-природопользователей и др. Семинары проводились по следующим темам: “Экологический кодекс. Правоприменение”, “Государственный контроль в области охраны окружающей среды и природопользования”, “Управление отходами производства и потребления”, “Экологическая экспертиза и регулирование природопользования”, и другие.
6) На Едином экологическом интернет-ресурсе размещено 220 единиц экологической информации (публикации, статьи, мероприятия), что обеспечило выполнение стратегического плана.
7) Работа научно-информационного центра Межгосударственной Комиссии по устойчивому развитию ЦА (НИЦ МКУР ЦА):
- Проводились внутригосударственные процедуры согласования Рамочной конвенции об охране окружающей среды для устойчивого развития в Центральной Азии.
– В июле 2018 года НИЦ МКУР Казахстан Совместно с GIZ KZ, OneOffTech а также НИЦ МКУР Туркменистана была проведена работа по объединению двух K-Box (РК и ТМ) к сети https://klink.asia/ для обеспечения доступа к сети Klink Asia, которая представляет собой базу данных/библиотеку с информацией по ЦА (управление природными ресурсами, изменение климата, биоразнообразие и т.д.).
8) РГП «ИАЦ ООС» реализует совместный проект с ЮНИТАР «Глобальный проект по реализации РВПЗ в качестве инструмента для отчетности СОЗ, распространение и повышение осведомленности для Казахстана».
Сопровождение системы «Государственные кадастры природных ресурсов Республики Казахстан»:
В соответствии с Главой 18 Экологического кодекса РК Предприятием осуществляется информационное сопровождение и техническая поддержка информационной системы «Государственные кадастры природных ресурсов РК» (далее – ИС «ГКПР РК»).
Информационная система «Государственные кадастры природных ресурсов Республики Казахстан» представляет собой систематизированный свод информации о количественных и качественных показателях природных ресурсов.
ГКПР включают следующие составляющие:
- лесной кадастр (реализован в ИС «ГКПР РК»);
- кадастр особо охраняемых природных территорий (реализован в ИС «ГКПР РК»);
- кадастр животного мира (реализован в ИС «ГКПР РК»);
- земельный кадастр (проведены работы по интеграции в 2018 году);
- водный кадастр (интеграция в 2020 году);
- единый кадастр государственного фонда недр (интеграция в 2020 году);
На кадастровый объект имеется описание, свойства, а также привязка этих данных к конкретному пространственному расположению на карте для характеристики территории. Источником данных по имеющимся кадастрам являются областные территориальные инспекции Комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК. Периодичность внесения данных в систему – один раз в год.
Мероприятия:
Согласно Договору об оказании Услуги по сопровождению информационной системы «Государственные кадастры природных ресурсов РК» в 2018 году выполнялись следующие работы:
- Осуществлен сбор информации от Комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК и внесена информация в базу данных ИС «ГКПР РК» по 4090 объектам.
- Осуществлялись ежемесячные мероприятия по технической поддержке системы.
- Проведена актуализация картографического материала на основе данных МСХ РК.
- Проведены работы по интеграции ИС «ГКПР РК» с системой земельного кадастра, государственной базой данных «Юридические лица».
- Выполнены услуги по администрированию, обеспечению информационной безопасности, модификации ИС «ГКПР РК» согласно требованиям законодательства РК в сфере информатизации.
Ведение государственного кадастра отходов производства и потребления:
В соответствии с Главой 19 Экологического кодекса РК Предприятием осуществляется ведение Государственного кадастра отходов производства и потребления.
Государственный кадастр отходов производства и потребления представляет собой систематизированный, на основе геоинформационных систем, периодически пополняемый и уточняемый свод унифицированных сведений по каждому объекту размещения отходов, реализованный в 2016 году информационной системе «Единая информационная система охраны окружающей среды» (далее – ЕИС ООС) (https://oos.energo.gov.kz).
Целью ведения Государственного кадастра отходов является обеспечение государственных органов, заинтересованных физических и юридических лиц информацией для оценки, прогнозирования, разработки технологических, экономических, правовых и других решений в отношении обеспечения охраны окружающей среды, а также ведения общегосударственного комплексного учета отходов.
Задача ведения Государственного кадастра отходов заключается в обеспечении общегосударственных, региональных и отраслевых информационно-экспертных систем и банков данных информацией по отходам, свойствам и технологиям их переработки.
Государственный кадастр отходов производства и потребления по структуре состоит из компонентов:
1) паспорта опасных отходов;
2) отчеты по инвентаризации отходов;
3) кадастровые дела.
Паспорт опасных отходов содержит описание процессов образования отходов по месту их происхождения, их количественные и качественные показатели, правила обращения с ними, методы их контроля, виды вредного воздействия этих отходов на окружающую среду, здоровье человека и (или) имущество лиц, сведения о производителях отходов, иных лицах, имеющих их в собственности.
Отчет по инвентаризации отходов включает информацию по двум составляющим – бланку инвентаризации опасных отходов и бланку инвентаризации неопасных отходов.
Кадастровое дело по объекту размещения отходов включает: решение МИО об отводе земельного участка на складирование и удаление отходов; справку об установлении границ земельного участка; технико-экономическое обоснование создания объектов размещения отходов; положительные заключения государственной экологической, санитарно-эпидемиологической экспертиз.
Также в ЕИС ООС предусмотрена картография объектов размещения отходов с возможностью получения данных географического месторасположения и необходимой информации по полигонам размещения отходов и пунктам приема вторичного сырья.
Мероприятия:
Согласно Договору об оказании Услуги по сопровождению подсистемы государственного кадастра отходов производства и потребления в рамках ЕИС ООС в 2018 году выполнялись следующие работы:
- Обеспечено поддержание в рабочем состоянии ЕИС ООС
- Общее количество полученных и внесенных паспортов опасных отходов составило 13 488 ед.
Общее количество актуализированных кадастровых дел составило 297 ед.
Общее количество отчетов по инвентаризации отходов за 2017 год – 8538 ед.
- На карту были добавлены 478 объекта размещения отходов.
- По результатам ведения Государственного кадастра отходов производства и потребления за 2017 год был сформирован информационный обзор на государственном и русском языках.
- В целях ввода ЕИС ООС в промышленную эксплуатацию проведены испытания на соответствие требованиям информационной безопасности и экспертиза технической документации ЕИС ООС.
Также проведены работы по интеграции ЕИС ООС с государственной базой данных «Юридические лица» МЮ РК.
Исполнение показателей Стратегического плана Министерства:
Целевой индикатор «Уровень осведомленности населения информацией в области охраны окружающей среды», 2018 г. – 1,2%.
Целевой индикатор «Доля актуализированных объектов базы данных ИС «Государственные кадастры природных ресурсов РК», переданных в государственный фонд экологической информации», 2018 г. – 60%.
Целевой индикатор «Доля объектов природопользователей базы данных ИС «Государственный кадастр отходов производства и потребления», переданных в государственный фонд экологической информации» – 2018 г. – 25%.
Финансовая деятельность:
По Бюджетной программе 037 «Стабилизация и улучшение качества окружающей среды» на 2018 год предусмотрены средства на общую сумму 138 860,0 тыс.тенге, в том числе по подпрограммам:
подпрограмма 100 «Услуги по реализации мероприятий в рамках реализации международных соглашений, конвенций и протоколов» – 59 172,0 тыс.тенге;
подпрограмма 102 «Услуги по реализации задач информационного обеспечения в области охраны окружающей среды» – 44 745,0 тыс.тенге, услуги по реализации задач информационного обеспечения в области охраны окружающей среды (на сопровождение информационной системы «Государственные кадастры природных ресурсов Республики Казахстан»);
подпрограмма 106 «Организация ведения государственных кадастров отходов производства и потребления» – 34 943,0 тыс.тенге.
По Бюджетной программе 001 «Услуги по координации деятельности в сфере энергетики, атомной энергии, нефтегазовой и нефтехимической промышленности и охраны окружающей среды МЭ РК» подпрограмме 106 «Капитальные расходы подведомственных организаций» предусмотрено на 2018 г. – 12 803,0 тыс.тенге, принятые и оплаченные обязательства составили в сумме 8 663,0 тыс.тенге, сумма экономии министерства энергетики 4 140,0 тыс.тенге.
Приобретено основных средств на сумму 8 663,0 тыс.тенге.
Штатная численность: 48 единиц.
Доходы предприятия:
За отчетный 2018 год доход предприятия составил – 164 854,0 тыс.тенге, в том числе:
1) доход от реализации услуг – 148 033,0 тыс. тенге, в том числе:
– доход за счет средств бюджета – 123 982,0 тыс. тенге:
– доход от предоставления услуг переподготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и природопользования – 24 051,0 тыс. тенге);
2) прочий доход – 16 821,0 тыс. тенге (от средств гранта – 15 774,0 тыс. тенге, сумма износа основных средств, принятая на доходы предприятия за 2018 г. – 798,0 тыс.тенге, 249,0 т.т. – прочий доход).
Расходы предприятия:
Расходы за отчетный период составили всего: 171 642,0 тыс. тенге, в т.ч:
1) Административные расходы составили всего 42 186,0 тыс. тенге, в т.ч:
2) Себестоимость реализованных услуг составила 127 931,0 тыс. тенге в т.ч:
3) Прочие расходы составили 1 525,0 тыс. тенге, в том числе 1 329,0 тыс. тенге расходы по списанию ТМЗ, расходы при обмене валюты (курсовая разница при поступлении денег от UNITAR) – 196,0 тыс. тенге.
В результате деятельности предприятия за 2018 г. получен убыток в сумме 6788,0 тыс. тенге.
Убыток образован по причине невыполнения плана по доходам при проведении курсов повышения квалификации. Невыполнение плана объясняется малым количеством набора слушателей из числа крупных компаний-природопользователей. В связи с ненабором слушателей семинар в г. Караганда отменен. Еще имеются ряд факторов, такие как высокая конкурентоспособность, слабая заинтересованность природопользователей в повышении квалификации сотрудников в области экологического природопользования, вызванная отсутствием среди лекторов представителей Министерства, финансовые затруднения на предприятиях.
Кроме того, износ основных средств и амортизация НМА в общей сумме 8 557,0 тыс.тенге и расходы по списанию ТМЗ в сумме 1 923,0 тыс.тенге повлияли на увеличение расходов и на итоговый результат деятельности предприятия.
Проблемные вопросы:
- Отсутствие соответствующего помещения для хранения Государственного фонда экологической информации.
- В целях дальнейшего обеспечения эффективной работы требуется увеличение штатной численности Предприятия на 5 чел. (1 специалист по информационной безопасности, 2 IT-специалиста, 2 специалиста на ведение ГФЭИ). Указанные предложения не были поддержаны Министерством финансов РК при формировании бюджета на 2018-2020 гг.
- Отсутствие возможности привлечения представителей Министерства в качестве лекторов на курсы повышения квалификации, что приводит к снижению заинтересованности среди предприятий.
Перспективы развития:
- Сокращение сроков оказания государственной услуги с десяти до одного рабочего дня и перевод формы оказания государственной услуги с бумажной на электронную за счет автоматизации.
- Оказание технической поддержки в завершении ратификации Протокола о РВПЗ к Орхусской Конвенции, в приведении в соответствие Национального законодательства с требованиями Протокола о РВПЗ и Поправки о ГИО, по ратификации Рамочной Конвенции об охране окружающей среды для устойчивого развития в Центральной Азии.
- Обеспечение единого общегосударственного комплексного учета и оценки природного и экономического потенциала за счет интеграции государственных кадастров природных ресурсов с отраслевыми информационными системами.
- Обеспечение общегосударственного комплексного учета отходов, расширение базы данных государственного кадастра отходов производства и потребления за счет увеличения количества зарегистрированных природопользователей и детализации отчетности.
- Усиление межведомственного взаимодействия в рамках ведения государственного кадастра отходов производства и потребления за счет интеграций с информационными системами государственных органов.
- Расширение направлений деятельности Предприятия за счет включения в новый Экологический Кодекс функций по ведению Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, Регистра выбросов и переноса загрязнителей, сбору отчетности по производственному экологическому контролю. Разработка интерактивной версии Национального доклада.